Выписка

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 октября 2003 г.  

N 5

"О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации"

 

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры 
Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции
Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. 
  Федеральным законом от 15 июля 1995 г.  N  101-ФЗ  "О  международных
договорах Российской Федерации" установлено,  что  Российская  Федерация,
выступая за соблюдение  договорных  и  обычных  норм,   подтверждает свою
приверженность основополагающему принципу международного права - принципу
добросовестного выполнения международных обязательств...
...Международным договорам принадлежит первостепенная роль  в  сфере  защиты
прав человека и основных свобод. В связи  с  этим  необходимо  дальнейшее
совершенствование    судебной  деятельности,  связанной   с   реализацией
положений международного права на внутригосударственном уровне.
     В целях обеспечения правильного и единообразного  применения  судами
международного права при осуществлении правосудия Пленум Верховного  Суда
Российской Федерации постановляет дать следующие разъяснения:
     1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы
человека  и  гражданина  согласно  общепризнанным  принципам     и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации
(часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
     Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации  каждому
гарантируется судебная защита его прав и свобод.
     Исходя из этого, а также из положений части 4  статьи  15,   части 1
статьи 17, статьи 18 Конституции Российской  Федерации  права  и  свободы
человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права,
а   также   международным   договорам   Российской     Федерации являются
непосредственно действующими в  пределах юрисдикции Российской Федерации.
Они определяют  смысл,  содержание  и  применение  законов,  деятельность
законодательной  и  исполнительной  власти,  местного    самоуправления и
обеспечиваются правосудием.
     Под общепризнанными принципами международного права следует понимать
основополагающие императивные нормы международного права,  принимаемые  и
признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение  от
которых недопустимо.
     К  общепризнанным  принципам  международного  права,  в   частности,
относятся  принцип   всеобщего   уважения   прав   человека   и   принцип
добросовестного выполнения международных обязательств.
     Под общепризнанной  нормой  международного  права  следует  понимать
правило поведения, принимаемое и признаваемое  международным  сообществом
государств в целом в качестве юридически обязательного...
     2.   Международные   договоры   Российской   Федерации   наряду    с
общепризнанными  принципами  и  нормами  международного  права   являются
составной частью ее правовой  системы  (часть  4  статьи  15  Конституции
Российской  Федерации,  часть  1  статьи   5   Федерального   закона   "О
международных договорах Российской Федерации")...
     ...Согласно пункту "а" статьи 2 Федерального  закона  "О  международных
договорах Российской Федерации" под  международным  договором  Российской
Федерации  надлежит  понимать   международное   соглашение,   заключенное
Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо
с  международной  организацией  в   письменной   форме   и   регулируемое
международным правом ... независимо от его конкретного  наименования  (например,  конвенция,
пакт, соглашение и т.п.)...
     3. Согласно части 3 статьи 5 Федерального  закона  "О  международных
договорах  Российской  Федерации"  положения  официально   опубликованных
международных  договоров  Российской  Федерации,  не  требующие   издания
внутригосударственных  актов  для  применения,  действуют  в   Российской
Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных
договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.
     К признакам,  свидетельствующим  о  невозможности  непосредственного
применения  положений  международного  договора   Российской   Федерации,
относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства
государств-участников    по    внесению    изменений        во внутреннее
законодательство этих государств.
     При рассмотрении судом гражданских, уголовных  или  административных
дел  непосредственно применяется такой международный  договор  Российской
Федерации, который вступил в силу  и  стал  обязательным  для  Российской
Федерации и положения которого не требуют  издания  внутригосударственных
актов для их применения и способны  порождать  права  и   обязанности для
субъектов национального права (часть 4 статьи 15  Конституции  Российской
Федерации, части 1 и 3 статьи  5  Федерального  закона  "О  международных
договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ).
     4.  Решая  вопрос   о   возможности   применения     договорных норм
международного права, суды должны исходить  из  того,  что  международный
договор вступает в силу в порядке  и  в  дату,  предусмотренные  в  самом
договоре   или   согласованные   между   участвовавшими   в   переговорах
государствами. При отсутствии такого положения или договоренности договор
вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших  в
переговорах государств на обязательность  для  них  договора   (статья 24
Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года).
     Судам надлежит иметь в  виду,  что  международный  договор  подлежит
применению,  если  Российская  Федерация  в  лице  компетентных   органов
государственной  власти  выразила  согласие  на  обязательность   для нее
международного договора посредством одного из действий,  перечисленных  в
статье  6  Федерального  закона  "О  международных  договорах  Российской
Федерации"  (путем   подписания   договора;   обмена     документами, его
образующими;  ратификации  договора;   утверждения   договора;   принятия
договора; присоединения  к  договору;  любым  иным  способом,  о  котором
условились договаривающиеся стороны), а также при условии, что  указанный
договор вступил в силу для Российской Федерации  (например,   Конвенция о
защите прав человека и основных  свобод  была  ратифицирована  Российской
Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ, а вступила  в
силу для  Российской  Федерации  5  мая  1998  года  -  в   день передачи
ратификационной грамоты на хранение Генеральному секретарю Совета  Европы
согласно статье 59 этой Конвенции).
     Исходя из смысла частей 3  и  4  статьи  15  Конституции  Российской
Федерации,  части  3  статьи  5  Федерального  закона  "О   международных
договорах Российской Федерации" судами непосредственно могут  применяться
те вступившие в силу  международные  договоры,  которые  были  официально
опубликованы в  Собрании  законодательства  Российской  Федерации   или в
Бюллетене международных договоров в  порядке,  установленном   статьей 30
указанного  Федерального  закона.   Международные   договоры   Российской
Федерации  межведомственного  характера   опубликовываются   по   решению
федеральных органов исполнительной власти,  от  имени  которых  заключены
такие договоры, в официальных изданиях этих органов...
    5. Международные договоры, которые имеют прямое  и  непосредственное
действие в правовой системе Российской Федерации, применимы судами, в том
числе военными, при разрешении гражданских, уголовных и  административных
дел, в частности:
     при  рассмотрении  гражданских  дел,  если  международным  договором
Российской Федерации установлены иные  правила,  чем  законом  Российской
Федерации, который  регулирует  отношения,  ставшие  предметом  судебного
рассмотрения;
     при рассмотрении гражданских и  уголовных  дел,  если  международным
договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства,
чем  гражданским  процессуальным  или   уголовно-процессуальным   законом
Российской Федерации;
     при рассмотрении гражданских или уголовных дел, если   международным
договором  Российской  Федерации  регулируются  отношения,  в   том числе
отношения с иностранными лицами, ставшие предметом судебного рассмотрения
(например, при рассмотрении дел,  перечисленных  в  статье  402   ГПК РФ,
ходатайств об исполнении решений иностранных судов, жалоб  на   решения о
выдаче лиц, обвиняемых в совершении  преступления  или  осужденных  судом
иностранного государства);
     при  рассмотрении  дел  об  административных   правонарушениях, если
международным договором Российской Федерации  установлены  иные  правила,
чем     предусмотренные     законодательством     об     административных
правонарушениях.
     Обратить внимание  судов  на  то,  что  согласие  на  обязательность
международного договора для Российской Федерации должно быть  выражено  в
форме федерального закона,  если  указанным  договором  установлены  иные
правила,  чем  федеральным  законом  (часть  4  статьи   15   Конституции
Российской Федерации, части 1 и 2 статьи 5, статья 14, пункт "а" части  1
статьи 15  Федерального  закона  "О  международных  договорах  Российской
Федерации", часть 2 статьи 1 ГПК РФ, часть 3 статьи 1 УПК РФ).
     6. Международные договоры, нормы которых   предусматривают  признаки
составов  уголовно  наказуемых  деяний,  не  могут     применяться судами
непосредственно,  поскольку  такими  договорами   прямо   устанавливается
обязанность государств обеспечить  выполнение  предусмотренных  договором
обязательств путем установления  наказуемости  определенных  преступлений
внутренним  (национальным)  законом   (например,   Единая     конвенция о
наркотических средствах 1961 года, Международная  конвенция  о   борьбе с
захватом заложников 1979 года, Конвенция о борьбе с  незаконным  захватом
воздушных судов 1970 года).
     Исходя из статьи 54 и пункта "о" статьи  71 Конституции   Российской
Федерации, а также статьи 8 УК РФ уголовной ответственности в  Российской
Федерации подлежит лицо,  совершившее  деяние,  содержащее  все  признаки
состава  преступления,  предусмотренного  Уголовным  кодексом  Российской
Федерации.
     В  связи  с  этим  международно-правовые  нормы,   предусматривающие
признаки составов  преступлений,  должны  применяться  судами  Российской
Федерации в  тех  случаях,  когда  норма  Уголовного  кодекса  Российской
Федерации прямо  устанавливает  необходимость  применения  международного
договора Российской Федерации (например, статьи 355 и 356 УК РФ)...
     8.   Правила   действующего   международного   договора   Российской
Федерации, согласие на  обязательность  которого  было  принято  в  форме
федерального закона, имеют приоритет в  применении  в  отношении  законов
Российской Федерации...
     9. При осуществлении правосудия суды должны иметь  в  виду,   что по
смыслу части 4 статьи 15 Конституции Российской  Федерации,  статей  369,
379, части 5 статьи 415 УПК РФ, статей 330, 362 - 364 ГПК РФ неправильное
применение  судом общепризнанных принципов и норм международного права  и
международных договоров Российской Федерации может являться основанием  к
отмене  или  изменению  судебного  акта.  Неправильное   применение нормы
международного права может иметь место в случаях,  когда  судом  не  была
применена  норма  международного  права,  подлежащая     применению, или,
напротив, суд применил норму международного права, которая  не  подлежала
применению, либо когда судом  было  дано  неправильное  толкование  нормы
международного права.
     10. Разъяснить судам, что толкование международного договора  должно
осуществляться  в  соответствии    с  Венской   конвенцией      о   праве
международных договоров от 23 мая 1969 года (раздел 3; статьи 31 - 33).
     Согласно  пункту  "b"  части  3  статьи  31  Венской   конвенции при
толковании  международного  договора  наряду  с  его  контекстом   должна
учитываться   последующая   практика   применения       договора, которая
устанавливает соглашение участников относительно его толкования.
     11. Конвенция о защите прав  человека  и  основных  свобод  обладает
собственным  механизмом,   который   включает   обязательную   юрисдикцию
Европейского Суда  по  правам  человека  и  систематический   контроль за
выполнением постановлений  Суда  со  стороны  Комитета  министров  Совета
Европы. В силу пункта 1 статьи 46 Конвенции эти постановления в отношении
Российской Федерации, принятые окончательно, являются  обязательными  для
всех органов государственной власти Российской Федерации, в том  числе  и
для судов...
     ... Суды в пределах своей  компетенции  должны
действовать  таким  образом,  чтобы  обеспечить  выполнение  обязательств
государства, вытекающих из участия Российской  Федерации  в   Конвенции о
защите прав человека и основных свобод.
     Если при судебном рассмотрении дела  были  выявлены  обстоятельства,
которые способствовали нарушению прав и свобод  граждан,  гарантированных
Конвенцией, суд вправе вынести частное определение (или постановление), в
котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц
на обстоятельства и факты нарушения указанных прав  и  свобод,  требующие
принятия необходимых мер.
     12. При осуществлении  судопроизводства  суды  должны   принимать во
внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и
основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные
сроки. При  исчислении  указанных  сроков  по  уголовным  делам  судебное
разбирательство охватывает как процедуру предварительного следствия,  так
и непосредственно процедуру судебного разбирательства.
    ...по смыслу статьи  6  Конвенции  исполнение  судебного
решения рассматривается как составляющая "судебного  разбирательства".  С
учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке,  изменении
способа и порядка исполнения судебных решений, а также  при  рассмотрении
жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды  должны  принимать
во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции  об  исполнении
судебных решений в разумные сроки.
     При  определении  того,  насколько  срок  судебного  разбирательства
являлся разумным,  во  внимание  принимается  сложность  дела,  поведение
заявителя (истца, ответчика, подозреваемого,  обвиняемого,  подсудимого),
поведение государства в лице соответствующих органов.
     13. При рассмотрении гражданских и уголовных дел судам следует иметь
в виду,  что  в  силу  части  первой  статьи  47  Конституции  Российской
Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в  том
суде и  тем  судьей,  к  подсудности  которых  оно  отнесено   законом. В
соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конвенции  о  защите  прав   человека и
основных  свобод  каждый  при  определении   его       гражданских прав и
обязанностей  или   при   рассмотрении   любого   уголовного   обвинения,
предъявляемого ему, имеет право на суд, созданный на основании закона.
     Исходя  из  постановлений  Европейского  Суда  по  правам   человека
применительно к судебной  системе  Российской  Федерации  данное  правило
распространяется не только на судей федеральных судов и мировых судей, но
и на    присяжных  заседателей,  которыми  являются  граждане  Российской
Федерации, включенные в  списки  присяжных  заседателей  и   призванные в
установленном законом порядке к участию в осуществлении правосудия.
     14. При разрешении вопросов о продлении срока содержания под стражей
судам надлежит учитывать, что согласно пункту  3  статьи  5  Конвенции о
защите прав человека и основных свобод каждое лицо,  подвергнутое  аресту
или  задержанию,  имеет  право  на  судебное  разбирательство  в  течение
разумного срока или на освобождение до суда.
     В соответствии с правовыми позициями  Европейского  Суда  по  правам
человека при установлении продолжительности срока содержания  подсудимого
под  стражей  учитывается  период,   начинающийся   со   дня   заключения
подозреваемого (обвиняемого) под стражу и заканчивающийся днем  вынесения
приговора судом первой инстанции.
     Следует учитывать, что наличие обоснованного подозрения в  том,  что
заключенное под стражу лицо совершило преступление, является  необходимым
условием для законности ареста. Вместе с тем такое  подозрение  не  может
оставаться единственным основанием для  продолжительного  содержания  под
стражей. Должны существовать и  иные  обстоятельства,  которые   могли бы
оправдать  изоляцию  лица  от  общества.  К  таким     обстоятельствам, в
частности,  может  относиться  возможность   того,   что   подозреваемый,
обвиняемый или подсудимый могут продолжить преступную  деятельность  либо
скрыться от предварительного следствия или  суда  либо  сфальсифицировать
доказательства по уголовному делу, вступить в сговор со свидетелями.
     При   этом   указанные   обстоятельства   должны   быть   реальными,
обоснованными, то есть подтверждаться достоверными сведениями.  В  случае
продления сроков содержания под стражей суды должны указывать  конкретные
обстоятельства,   оправдывающие   продление   этих        сроков, а также
доказательства, подтверждающие наличие этих обстоятельств.
     15. Принимая решение о заключении обвиняемых под стражу  в  качестве
меры пресечения, о продлении сроков содержания их под  стражей,  разрешая
жалобы  обвиняемых  на  незаконные  действия  должностных   лиц   органов
предварительного  расследования,  суды  должны  учитывать   необходимость
соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей,  предусмотренных  статьями
3, 5,  6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
     При разрешении ходатайства об освобождении из-под стражи или  жалобы
на продление  срока содержания под стражей суду необходимо  принимать  во
внимание положения статьи 3 Конвенции о защите прав человека  и  основных
свобод,  согласно  которой  никто  не  должен   подвергаться   пыткам   и
бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию...
    ... Следует учитывать, что в  соответствии  со  статьей  3   Конвенции и
требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по  правам
человека,  условия  содержания  обвиняемых  под   стражей     должны быть
совместимы с уважением к человеческому достоинству.
     Унижающим достоинство  обращением  признается,  в  частности,  такое
обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и  собственной
неполноценности.
     При этом лицу не должны причиняться  лишения  и  страдания  в  более
высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении
свободы, а здоровье и  благополучие  лица  должны  быть   гарантированы с
учетом практических требований режима содержания...

 

Председатель Верховного Суда
Российской Федерации                                         В.М.Лебедев

Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Российской Федерации                                         В.В.Демидов

На главную

На всякий случай...

Hosted by uCoz